Русский язык
Целью обучения является, конечно же, не сдача конкретного экзамена, а приобретение определённых знаний, умений и навыков. В то же время подготовка к экзамену позволяет систематизировать полученные знания, взглянуть на предмет как на нечто целостное, осознать его системный характер и внутреннюю логику.
Первый совет - начните подготовку к экзамену заранее, составьте план подготовки. Лучшее время для начала подготовки - начало учебного года. Особенностью экзамена по русскому языку является то, что контрольно - измерительные материалы включают задания по материалу, изученному вами в 5-11 классах, поэтому вам придётся повторить содержание курса предыдущих лет обучения. Постепенно выработайте для себя алгоритм самой подготовки. Обязательно оставляйте время для обобщающего контроля всего пройденного материала!
Второй совет - готовьтесь систематически. Старайтесь не находить поводов для того, чтобы перенести время занятий или отменить их.
Третий совет - начните подготовку к экзамену заранее. Подберите учебные пособия, соответствующие типу и уровню экзамена. Также найдите подходящий для вас справочник по грамматике русского языка. В любом случае вам пригодится орфографический словарь для проверки правильности написания слов. При подготовке можно использовать дополнительно справочники по пунктуации и синтаксису, если подобные задания будут содержаться в экзамене.
Четвёртый совет - если в экзамен входит изложение, научитесь правильно выполнять этот тип задания. Изложение предусматривает письменный пересказ данного вам текста. Потренируйтесь в выполнении данного задания с помощью родственников и знакомых - они должны вслух 2-3 раза прочитать текст, а вы должны его грамотно изложить в письменном виде.
Пятый совет - накануне экзамена ложитесь спать пораньше. Если вы хорошо выспитесь, это положительно повлияет на работу мозга во время диктанта или изложения.
Математика
В процессе подготовки к выпускным экзаменам по математике рекомендуем поступить следующим образом:
1. Разбить весь материал на следующие разделы:
Для учащихся 9-х классов: числа и вычисления, выражения и их преобразования, уравнения и неравенства, функции, геометрические фигуры и измерение геометрических величин, текстовые задачи.
Для учащихся 11-х классов: действительные числа, тождественные
преобразования, функции, уравнения, система уравнений, неравенства, производная и интеграл, планиметрия и стереометрия.
2. Распределить время подготовки в соответствии с этим разделением по темам.
3. Далее, воспользовавшись учебниками или конспектом, повторить теоретический материал и разобрать решение «ключевых» задач, приведённых в учебнике. Если у Вас хорошая подготовка на уровне теории, то можно открыть раздел «Задачи на повторение» учебника и перерешать приведённые там задачи.
4. В случае неудачи при решении, обратиться к учителю за консультацией. При повторении того или иного раздела, можно сделать выборку соответствующих задач из «Сборника экзаменационных материалов» и поработать над их решением.
5. При решении задач следует заботиться об орфографии их решений.
Выпускной экзамен по математике для выпускников 9-х классов будет проводиться в письменной форме по текстам «Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования» 2016 год издания (на белорусском и русском языках)
Экзаменационные работы для выпускников 11-х классов будут составлены из 10 заданий в двух вариантах (по одному заданию 2 и 5 уровней учебных достижений учащихся и по два задания 1,3,4 уровней учебных достижений учащихся).
Выпускной экзамен по математике за период обучения на уровне общего среднего образования будет проводиться в письменной форме по текстам «Сборника заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования» 2014 и 2015 годов издания». Данное учебное пособие представлено в виде сформированных экзаменационных работ из 10 заданий (по два задания на каждый уровень учебных достижений учащихся) в двух вариантах.
Английский язык
На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и оценивается качество подготовки выпускников по иностранному языку.
На экзамене учащиеся должны продемонстрировать:
- знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими;
- умений воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи;
- владение устной речью: умение вести беседу, дать совет, высказать пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики развернутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного. Экзамен проводится в устной форме.
Экзамен включает три этапа.
Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.
На этом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать прочитанное, комментировать и высказывать суждения по полученной информации, а также умение понимать речь на слух в беседе с членами экзаменационной комиссии.
Время на подготовку к ответу - до 20 минут. Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом. Пользоваться словарем не предусмотрено.
Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.
На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и умение ее комментировать.
Для прослушивания используются следующие функциональные типы аудиотекстов: рассказ; фрагмент радиопередачи; прогноз погоды, программа новостей, спортивная сводка; объявление по радио, телевидению, в аэропорту, на вокзале, в общественном транспорте; диалог; интервью, репортаж, информационная реклама; инструкция-объяснение.
Длительность звучания текста составляет до 1,5 минуты. Время на подготовку к ответу выделяется до 10 минут.
Третий этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.
Задача этого этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.
Учащегося не знакомят с содержанием беседы предварительно.
Тематика ситуаций, предлагаемых для беседы, определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанным в образовательном стандарте и учебной программе.
История Беларуси
Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» проводится с целью выявления и оценки уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета и сформированности способов учебной деятельности в соответствии с концепцией учебного предмета, требованиями образовательного стандарта и учебной программы.
Экзамен по учебному предмету «История Беларуси» будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет будет включать три вопроса.
По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ в соответствии с тематикой экзаменационного билета по периоду 1917-1945 гг. и второй половины 1940-х гг. - начала XXI в.
Третий вопрос ориентирован на выявление уровня сформированности у выпускников следующих общеучебных и специальных исторических умений: синхронизация событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;
соотнесение исторических событий по предложенным или самостоятельно определенным критериям;
объяснение причинно-следственных связей между историческими событиями, процессами;
раскрытие содержания исторических понятий и терминов; анализ содержания исторического документа; анализ статических данных;
характеристика деятельности исторической личности; характеристика творчества деятеля науки (культуры);
характеристика социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на настенную историческую карту;
характеристика исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.
На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться следующими учебными настенными картами (п.78 Правил):
- Лютаýская и Кастрычнiцкая рэвалюцыi на тэрыторыi Беларусi.
- Барацьба супраць ваеннай интервенцыi на тэрыторыi Беларуci (1918-1921 гг.)
- Беларусь у 1919-1939 гг. Фармiраванне тэрыторыi.
- Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939-21.06.1941 гг.)
- Акупайцыйны рэжым на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)
- Партызанскi pyx i падпольная барацьба на тэрыторыi Беларуci (1941-1944 гг.)
- Вызваленне Беларуci ад нямецка-фашысцкiх захопнiкаý (верасень 1943 г. -1944 г.)
- Аднаýленне народнай гаспадаркi БССР у першае пасляваеннае дзесяцiгоддзе.
- Беларусь у 90-х гг. XX - пачатку XXI ст.
- Первая мировая война. Вторая мировая война (01.09.1939 г. - 02.09.1945 г.)
- Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция.
- Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России.
Беларуская мова
Выпускны экзамен па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» праводзiцца з мэтай выяýлення i ацэнкi ýзроýню засваення выпускнiкамi зместу вучэбнага прадмета i сфармiраванасцi спосабаý вучэбнай дзейнасцi ý адпаведнасцi з канцэпцыяй вучэбнага прадмета, патрабаваннямi адукацыйнага стандарту i вучэбнай праграмы.
Як пiсаць дыктант.
Выкладчык заýседы чытае ýголас увесь тэкст дыктанта. Уважлiва паслухайце яго. Kaлi пачуеце незразумелыя словы, абавязкова высветлiце ix значэнне (практыка паказвае, што ý словах, значэнне якiх невядома, навучэнцы робяць памылкi).
Пасля тэкст чытаецца па асобных сказах: сказ чытаецца цалкам, затым дыктуецца па частках, потым яшчэ раз чытаецца поýнасцю. Пажадана, каб пры першым чытаннi навучэнец асэнсаваý структуру сказа (просты цi складаны), звярнуý увагу на наяýнасць устаýных канструкцый, якiя чуюцца выразна. У час зaпicy сказа па частках рэкамендуецца не ставiць знакаý прыпынку (выключэннем можа быць толькi выдзяленне ýстаýных канструкцый, пастаноýка косак перад супрацiýнымi злучнiкамi), а цалкам засяродзiць увагу на напiсанне слоý. Знакi прыпынку варта расстаýляць, калi сказ яшчэ раз чытаецца поýнасцю.
Калi навучэнцы напiшуць увесь тэкст, выкладчык яшчэ раз выразна чытае яго. Менавiта цяпер можна праверыць напiсанае, асэнсаваць знакш прыпынку.
Звычайна даецца некаторы час (5-7 хвiлiн) на самаправерку.
Як працаваць над пераказам.
- Праслухай уважлiва тэкст.
- Звярнi ýвагу на ключавыя (апорныя) словы.
- Складзi з iмi сказы, а потым на аснове сказаý – звязныя выказваннi.
- Абапiраючыся на гэтыя словы i сказы, узнавi што засталося ý памяцi.
- Праслухай уважлiва тэкст другi раз.
- Якая асноýная думка тэксту?
- Вызначце тэму, стыль тэксту.
- 3 якой мэтай будзеш рабiць пераказ?
- Складзi план.
- Уявi наглядна тую цi iншую карцiну, сiтуацыю, выгляд дзейных асобаý.
- Пры пераказе старайся надаць мове эмацыянальную вобразнасць.
раскрыть » / « свернуть